Налоги со Свибловым: офшорные компании олигарха получат льготы
Хозяин золотодобывающего холдинга Highland Gold Владислав Свиблов собирается начать разработку трех новых золотоносных месторождений в Забайкальском крае с общей суммой инвестиций в 133 млрд рублей.
Все бы ничего, если бы эти проекты не предполагали налоговых льгот для компаний Свиблова: в период с 2024 по 2037 год размер недополученных доходов бюджета может составить 88 млрд рублей. Видимо, без того, чтобы не «подоить» казну, золотопромышленник работать уже не мыслит. И это при том, что в РФ себестоимость добычи золота в среднем ниже, чем во многих других странах.
Но даже эти 88 млрд рублей, которые выпадут из казны - сумма явно не окончательная. Практически весь бизнес Свиблова завязан на офшорах, налоги с которых питают западные экономики. И зачем это российскому государству?
Самый крупный проект у ООО «Промышленные инвестиции», 90% которых принадлежат кипрскому Foxra Holdings (управляет активами Озерного ГОКа Свиблова). Остаток за Станиславом Лучицким - сотрудником Highland Gold Свиблова. Еще один проект реализует АО «Ново-Широкинский рудник», управляемое МКАО «Хайлэнд Голд» - УК свибловских структур. Третий проект осуществит ООО «Талатуйское», его бенефициар также Владислав Свиблов.
Перерабатывать все это добро Свиблов будет, скорее всего, на гидрометаллургическом комбинате «Кун-Манье», который сейчас строится в Амурской области.
Станислав Лучицкий оказался близок к проекту «Арктик Палладий», куда явно пытался «залезть» Свиблов. До 2019 года Лучицкий был гендиректором ООО «Арктик Палладий», которое ныне на 100% принадлежит АО «Норильский Комбинат» - дочерней компании «Норникеля» за полярным кругом.
Он же, Лучицкий - совладелец ООО «Темп» (торговля машинным оборудованием), которое было образовано в 2022 году. Несмотря на это, всего за год компания где-то взяла выручку 323 млн рублей, получив прибыль в размере менее 300 тыс. рублей и минусовой стоимости активов в 34 млн. Т.е. компанию могут использовать для перегона средств - скорее всего, она станет «прокладкой» для закупки оборудования для золотоносных проектов Свиблова.
При этом у Лучицкого там всего 2,5%, тогда как 90% остальное принадлежит неизвестному бизнесмену Ивану Сидоркину. Скорее всего, он номинальная фигура, а Лучицкий - контролер от владельца Highland Gold.
И это же бизнесмен до 2021 года руководил ООО «Астеклинг», которое больше напоминает «дроп» - банковский счет для аккумуляции и вывода средств. 85% структуры принадлежит лично Владиславу Свиблову, оставшиеся 15% распределены между явно не чуждыми ему офшорами «ЛЮСЕТ ГОЛД СПК» (Оман) и «ГОЛД МАЙЛ ЛЛС-ФЗ» (ОАЭ).
Компания образована в 2020 году, занимается консультированием по вопросам коммерческой деятельности и управления, но реальную работу, похоже, не ведет. По итогам 2023 года ни копейки выручки, убыток в 17 млн, зато в компании аккумулированы активы на более, чем полмиллиарда рублей.
Новости по теме: В Германии и Австрии задержаны несколько человек, готовивших серию терактов в новогоднюю ночь в Кельнском соборе и в центре Вены
Все они могут оказаться Аравийском полуострове: ни Оман, ни ОАЭ санкции против Свиблова и России в целом не вводили.
Возвращаясь к «Астеклинг», компания с похожим названием - МК ООО «Астеклинг», является собственником 99% ООО «Восток Золото», которому принадлежит ООО «Талатуйское». И если у «Восток Золото» с финансами полный порядок (за 2023 год в нее «влили» почти полмиллиарда, которые проходят по графе прибыль при выручке менее 4 млн рублей). То «Талатуйское» буквально тонет в долгах с убытком почти 800 млн рублей и стоимостью активов минус 2,8 млрд.
«Петропавловск» между Свибловым и Струковым
Санкции - важный фактор для любых российских добывающих предприятий. Именно в свое время помогли Владиславу Свиблову «продавить» своего Романа Абрамовича реализовать ему долю в 40% в международной «Хайлэнд Голд». Теперь из-за санкционных ограничений Свиблов реорганизует бизнес - не так давно Президент дал разрешение на выкуп 100% структуры - которая, как предполагается, полностью перейдет в российскую юрисдикцию.
Но ведь, как мы видим, далеко не все связанные со Свибловым активы напрямую контролируется «Хайлэнд Голд» - благодаря офшорам и номиналам деньги все также могут уходить за рубеж.
При этом еще в 2020 году эксперты предполагали, что 40% холдинга, которые у Абрамовича и партнеров выкупил Свиблов, могут оказаться в других руках. Пока что этого не случилось. Зато мы помним, как Свиблов помогал другому золотопромышленнику, скандальному челябинскому олигарху Константину Струкову получить контроль над печально известной ГК «Петропавловск» - не без пользы для себя.
В октябре 2019 года Свиблов приобрел 4,62% золотодобывающей компании Petropavlovsk. На тот момент этот пакет оценивался в 14,3 млн фунтов, и бизнесмен называл эту покупку «финансовой инвестицией в недооцененный актив с высоким потенциалом». А спустя восемь месяцев Свиблов сократил долю в компании до 0,55%, выручив за проданные акции втрое больше, чем в них вложил. Весь пакет оценивался 47,4 млн фунтов.
Эти доли вкупе с более, чем 22%, выкупленными Струковым и Романа Троценко должны были сыграть большую роль в отстранении от руководства компанией ее основателя Павла Масловского. Что произошло дальше - известно, Масловский оказался в тюрьме, а Струков стал едва ли не единоличным хозяином «Петропавловска».
«Росбилдинг» в анамнезе
Все это напоминает некую схему возможного рейдерского захвата. Впрочем, как раз у Свиблова может быть такой опыт: ведь он выходец из инвесткомпании «Росбилдинг», которую называли едва ли не главным российским рейдером девяностых и нулевых годов.
Именно там будущий золотодобытчик познакомился с Сергеем Гордеевым. После краха «Росбилдинга» оба ударились в девелопмент - Гордеев через ПИК, а Свиблов через Red Development (с партнером Алексеем Ковальчуком). Последняя специализировалась на реконструкции промышленных зданий в лофт-апартаменты.
Как утверждают в Сети, новоиспеченные застройщики якобы получали промзоны по рейдерской схеме, заключали предварительные договоры купли-продажи будущих объектов, но строить толком не умели. С известными проектами Red Development, такими как Loft Park, Loft Post, Loft Time, оказались связаны многочисленные скандалы с дольщиками. В итоге Алексей Ковальчук попал под следствие, а Свиблов быстренько отмежевался от партнера.
В 2017 году он, наконец, добрался и до добычи полезных ископаемых - видимо, денег с «Росбилдинга» и Red Development хватило с лихвой. Для начала была создана ООО «Оз Менеджмент», учредитель и генеральный директор которой Владислав Свиблов на тот момент еще состоял в совете директоров ГК ПИК.
Структура должна была заняться разработкой Назаровского золоторудного месторождения, Талинского месторождения бурого угля и Ермаковского флюорита-бериллиевого месторождения. Но разработка - не профиль Свиблова. Он и партнеры сосредоточились на формировании «ресурсного портфеля» - цинк месторождения Озерное, золото Урюмкана, никель, медь, платина, кобальт и палладий Кун-Манье. Наращивание шло гигантскими темпами.
И вот, в 2020 году Свиблов и партнеры покупают у Абрамовича Highland Gold и выходят на международные рынки. В 2021 году компания Horvik, бенефициаром которой является Владислав Свиблов, приобретает 51,2% Trans-Siberian Gold (TSG). В 2021 году покупается Stanmix Holding Ltd.
Разумеется, все завязано на иностранные юрисдикции. Мы уже упоминали «Астеклинг» - так вот, тогда ООО «Восток золото» принадлежало кипрскому ASTECLING LIMITED. А «Оз Менеджмент», она же «Озерная Горнорудная Компания» несколько раз меняла юридическое название и в какой-то момент оказалась завязана на голландский офшор ROZ Mining BV в Нидерландах.
Напомним также, что в свое время Свиблов получил 70 млрд рублей кредитов от государственного ВТБ под разработку цинкового промысла на месторождении Озерном. Так в коня ли корм, если в итоге средства с этих месторождений могут питать западные экономики, а вовсе не российскую?
И не пора ли высокопоставленным чиновникам в Правительстве и правоохранителям посмотреть - кому они дают льготы и преференции, кто работает на страну, а кто воспринимает ее исключительно как кормовую базу? Ведь сейчас под Свибловым, например, почти все золото Камчатки - и что-то подсказывает, что это совсем не в государственных интересах.
Распечатать