Сын замглавы ФСБ стал партнером Михаила Шелкова в проекте для авиакомпаний России
Американское приложение App in the Air было создано в 2012 году стартапером Байрамом Аннаковым.
App in the Air — это приложение, предоставляющее доступ к данным миллионов авиапассажиров в США и Европе, было разработано стартапером Байрамом Аннаковым в 2012 году. Он выступал в роли бизнес-консультанта и мобильного разработчика, читая лекции в МГУ и Высшей школе экономики. Сейчас он проживает в Сиэтле.
В 2015 году Business Insider внес App in the Air в топ-100 лучших приложений, его скачали более семи миллионов пользователей по всему миру — преимущественно в США, Евросоюзе, Великобритании и России.
В 2018 году Аннаков продал проект, а осенью 2024-го App in the Air сообщило о прекращении работы.
В 2018 году App in the Air купил российский бизнесмен Михаил Шелков
Байрам Аннаков отказался сказать «Важным историям», кому продал приложение, и даже заблокировал журналиста в Telegram. Однако в заголовке вышедшего в этом году видеоинтервью Аннакова указано, что он продал App in the Air за 50 миллионов долларов (сам он не называет сумму и покупателя).
Расследователи выяснили, что в 2018 году App in the Air купил российский бизнесмен Михаил Шелков, близкий к Сергею Чемезову — отставному генерал-полковнику КГБ и давнему знакомому Владимира Путина.
Шелков имел общий бизнес с сыном Сергея Чемезова и партнерствовал с путинским другом Аркадием Ротенбергом
Как передают «Важные истории», с начала 2000-х годов Михаил Шелков работал в структурах Рособоронэкспорта, на базе которого в 2007 году создали «Ростех» (под санкциями США и Евросоюза). Туда его позвал сам Сергей Чемезов (он в черных списках США и Евросоюза).
В тот же период Шелков вместе с сыном Чемезова Станиславом владел «Русской нефтегазовой компанией», которая имела долю в «Пурпетрубопроводстрое», подрядчике «Транснефти» и «Роснефти», и сотрудничала со структурой «Ростеха».
Помимо этого Шелков вместе с Аркадием Ротенбергом владел компанией «Нефтьпроминвест», которую в 2011 году купила «ВСМПО-Ависма» — крупнейший в мире производитель титана. А в следующем году к Шелкову перешла от «Ростеха» 65-процентная доля титанового гиганта, сделав его миллиардером.
Шелков купил App in the Air через кипрскую компанию, связанную с «ВСМПО-Ависмой»
Расследователи установили, что в марте 2018 года американскую App in the Air Inc Аннакова приобрела кипрская Norbase, 90 процентов которой контролировал Михаил Шелков. В финансовых отчетах Norbase стоимость покупки варьируется от 13,5 миллиона до 15 миллионов долларов.
Как узнали «Важные истории», за месяц до сделки Norbase получила необеспеченный заем в 16,6 миллиона долларов от еще одной кипрской фирмы Шелкова — Cador Enterprises (судя по отчетам компаний, выплату долга трижды сдвигали и в итоге перенесли на 2024 год).
Norbase совместно с «Газпромбанком» владела кипрской Nordcom, которая в 2012 году купила 4,58 процента «ВСМПО-Ависмы», а Cador Enterprises, получавшая многомиллионные кредиты от Сбербанка, держала 30-процентную долю титанового гиганта.
Судя по финансовой отчетности, Norbase Шелкова продала App in the Air Inc в 2022 году, сразу после начала полномасштабной войны в Украине, за 2000 долларов гражданину Испании, который контролирует более десятка фирм.
У Аннакова и Шелкова есть общий бизнес с сыном первого замдиректора ФСБ Сергея Королева
В том же интервью Байрам Аннаков рассказал, что на средства от сделки по App in the Air запустил новый проект — сервис электронной коммерции для авиакомпаний Life in the Air. Он разрабатывает оборудование и программное обеспечение для продажи на борту еды и развлечений.
Как передают «Важные истории», в России Аннаков и Шелков развивают аналогичный проект — «Бортовые системы». Среди клиентов на его сайте значатся российские авиакомпании Smartavia, «Азимут», «Уральские авиалинии», Nordstar и Utair.
Расследователи выяснили, что Шелков и Аннаков владеют фирмой «Айс» (у Шелкова 84,52 процента, у Аннакова — 15,48), которой принадлежит 85-процентная доля в «Бортовых системах». В 2021 году их партнером в «Бортовых системах» стал 25-летний Борис Королев (он контролирует 10 процентов) — сын первого замдиректора ФСБ Сергея Королева.
Еще пять процентов компании принадлежат фонду «Альтера капитал» экс-замминистра экономического развития Кирилла Андросова.
Распечатать