Изоляция не помеха: Шухрат Ибрагимов и его союз с Тимуром Токаевым

Изоляция не помеха: Шухрат Ибрагимов и его союз с Тимуром Токаевым
Изоляция не помеха: Шухрат Ибрагимов и его союз с Тимуром Токаевым
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев зарекомендовал себя как опытный дипломат: до последнего времени ему удавалось удерживать тонкий баланс в отношениях с Россией после начала войны в Украине, укреплять связи с Китаем и одновременно поддерживать конструктивный диалог с Западом.

Однако вся эта внешнеполитическая архитектура, выстраиваемая и прорабатываемая годами, может оказаться под угрозой из-за одного человека — Шухрата Ибрагимова. Подробности – у Rucriminal.info и ВЧК-ОГПУ.

 qtxixkidtqiedncr

Назначенный в октябре 2024 года генеральным директором Eurasian Resources Group (ERG) при поддержке Токаева, Ибрагимов-младший быстро превратился из перспективного ставленника в серьезную репутационную обузу. Его провальное руководство компанией и громкие обвинения, связывающие его со схемой по обходу санкций, в которой фигурирует российский олигарх, нанесли серьезный удар по его имиджу. Его поразительно неудачный профессиональный путь оказался не менее разрушительным: от провалившегося бизнеса по производству лапши до стагнирующей киберспортивной компании, омрачённой обвинениями в коррупции — Ибрагимов уверенно доказал, что он серийный неудачник. 

В результате тень теперь падает и на самого Токаева, вызывая серьезные вопросы о том, насколько правильно он поступил, поддержав продвижение столь неопытной и противоречивой фигуры. За стенами Акорды уже начались взаимные обвинения: Мухамед и Каныш Избастины, племянники президента Токаева и давние сторонники Ибрагимова, рискуют оказаться под ударом из-за своей связи с Шухратом. Сын президента, Тимур Токаев, также вызвал недоумение в правительственных кругах, активно продвигая кандидатуру Ибрагимова на пост главы ERG. 

Сейчас Ибрагимов стоит на критическом перепутье, столкнувшись, возможно, с самым серьёзным вызовом в своей карьере. В центре этой борьбы —  амбициозное стремление получить полный контроль над ERG путём выкупа долей партнёров. По данным правительственных источников, в обращении находится проект соглашения об основных условиях сделки, предусматривающий приобретение 40% акций, поровну принадлежащих семьям Шодиева и Машкевича. Группа оценивается более чем в 5 миллиардов долларов США.  А как насчет предложения Джеймса Кэмерона, бывшего председателя совета директоров «Петропавлоска», купить всю компанию (включая долю государства) за 5 миллиардов долларов? Не свидетельствует ли это о том, что вокруг уже начинают кружить акулы? 

Едва уловимое, однако, крайне негативное отношение правительства Казахстана к разрешению ситуации в ERG и с Ибрагимовым, теперь переросло в открытое и громогласное недовольство, которое, по имеющейся информации, уже привело к серьезному охлаждению отношений между президентом и Ибрагимовым-младшим, чей покойный отец, несомненно, содрогнулся бы от наивности и неумелости своего сына. Так, даже неуклюжая попытка Ибрагимова заручиться поддержкой сына президента — Тимура Токаева — убедив его вложить миллионы долларов в fintech-проект Alif Bank, не оказала никакого воздействия для восстановления репутации Ибрагимова. 

В отчаянной попытке собрать средства для выкупа долей своих партнёров, Ибрагимов обратился с мольбами к крупнейшим торговым домам — Glencore, Trafigura и Mercuria. Однако все они отказали ему, как и бизнесмены Ларс Виндхорст и Нат Ротшильд — причиной стали ассоциированные с ним высокие санкционные риски. Отказался поддержать Шухрата и его собственный круг. Мать, распоряжающаяся семейным состоянием, не дала согласия на финансирование, после того как он предал своего старшего брата Дастана в беспрецедентной попытке единолично захватить контроль над ERG. Теперь, оказавшись в изоляции со всех сторон, складывается ощущение, что Авель сумел отомстить Каину. 

После отказа со стороны собственной семьи Ибрагимов начал искать более сомнительные источники финансирования. По имеющимся данным, он обратился за помощью к Хофизу Шахиди — своему давнему соратнику, хорошо известному своими связями в сфере офшорных финансов и участием в непрозрачных, сопряжённых с высоким риском схемах. 

Известный как «фронтмен» для состоятельных клиентов, Шахиди управляет сетью компаний в закрытых юрисдикциях, а его деятельность не раз становилась предметом расследований, в том числе Международного консорциума журналистов-расследователей (ICIJ). 

По мере того, как Ибрагимов стремится к консолидации контроля над ERG, с большой долей вероятности можно утверждать, что именно Шахиди предоставит ему необходимую финансовую подпитку. В списке клиентов Шахиди — целая плеяда одиозных олигархов. Одним из них является Тамаз Сомхишвили, также известный как Тамаз Тобольский, — бизнесмен, предположительно имеющий тесные связи с криминальными кругами в России и Грузии. Он является основателем TS Holding и учредителем компании TAM Management LLC, работающей на территории Тбилисского авиазавода «Тбилавиамшени». По данным многочисленных расследований, TAM Management и «Тбилавиамшени» участвовали в ремонте российских военных самолётов, применяемых в вооруженных конфликтах, включая вторжение в Украину. Кроме того, Тбилавиамшени владеет 20%-долей российской компании «Сухой Штурмовики», занимающейся обслуживанием российской боевой авиации. 

Другим потенциальным источником финансирования может стать Вагит Алекперов, бывший глава «Лукойла», который в настоящее время находится под санкциями из-за войны в Украине и его тесных связей с Путиным. О связях Алекперова со структурами Шахиди свидетельствует участие в них двух ключевых фигур — Павла Новосёлова и Павла Сухаручкина; оба ранее выступали представителями и доверенными лицами Алекперова в различных деловых проектах. В то же время они оба являются деловыми партнёрами Шахиди в управляющей компании Jefferson Trust, зарегистрированной в Гонконге. При этом брат Новосёлова, Эдуард, занимал должность директора в ряде компаний, принадлежащих Шахиди. 

Даная финансовая сеть простирается и до Леонида Федуна, соучредителя «Лукойла» и ближайшего соратника Алекперова. Шахиди зарегистрирован директором компании La Patula, через которую Федун и его супруга Марина владеют активами семьи. 

Казахстанские источники утверждают, что Шухрат обратился за помощью к Мухамеджану Турдахунову, ранее возглавлявшему крупнейшую «дочку» ENRC — АО «ССГПО». В 2014 году казахстанская АО «Соколовка» была приобретена группой Шахиди, KS Holding, и позднее продана ENRC, но до сделки Шахиди помог Турдахунову вывести из «Соколовки» угольный актив ТОО «Приозерные Угли» и оформить его в собственность через люксембургскую компанию Access Ventures S.A. Позднее, этот актив был передан в Access Resources Sarl — другую структуру под контролем Шахиди. По слухам, брат Шухрата женат на дочери Турдахунова, так что подобные схемы вполне могут быть темой для разговора за семейным ужином. 

Кроме того, Турдахунов является мажоритарным акционером британской компании Taborwood Holdings Limited, владеющей 62,5% казахстанского ТОО «Рудненский цементный завод». Вторым акционером является Зауре Заурбекова, бывший финансовый директор ENRC, оказавшаяся в эпицентре громкого скандала с ССГПО, связанного с завышенными контрактами на сумму $100 миллионов, которые предположительно были оформлены в пользу компаний, тайно связанными с ее семьей. Стоимость этих контрактов, связанных с распродажей активов, была значительно завышена, причем работы часто выполнялись самим ССГПО, а не контрактными подрядчиками. Журналистское расследование установило, что владельцами этих фирм были её сын и брат, а затем, после огласки данной проблемы в СМИ, компании быстро перешли к номинальным собственникам. В скандале также упоминался возможный сговор между руководством ССГПО и мажоритарным акционером ENRC… Алиджаном Ибрагимовым, что указывает на системные конфликты интересов и отсутствие прозрачности во взаимодействии с регулирующими органами. Для Заурбековой было бы своевременным оказать ответную услугу Шухрату. 

Все это нарушило финансовые связи Ибрагимова и Шахиди, в частности, со швейцарским банком CBH, который имеет довольно противоречивую репутацию. Ранее CBH оказывал поддержку Шахиди в различных операциях, в том числе владея долей в Alif Bank, по слухам, в интересах Тимура Токаева. 

Вариантов у Ибрагимова немного – и ни один из них не является хорошим. Но, учитывая, что терпение Токаева, по слухам, на исходе, Шухрат может вскоре потерять не только поддержку президента, но и кресло генерального директора ERG…

Продолжение следует

Ярослав Фокин
Регион: Казахстан

Распечатать